ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ АВТОПИЛОТА НА ВЕРТОЛЕТЕ И УСТРОЙСТВО ЕГО ТИПОВОГО КАНАЛА
Автопилот на вертолете является автоматическим регулятором заданного углового положения фюзеляжа в пространстве. В этом смысле принцип работы автопилота на вертолете такой же, как и у автопилота на самолете [45].
Рассмотрим какой-либо один из каналов автопилота, например канал тангажа. Автоматическое регулирование угла тангажа производится путем выполнения следующих трех операций:
а) измерение отклонения угла тангажа от заданного значения;
б) формирование управляющего сигнала необходимой структуры;
в) отклонение органа управления в соответствии с выработанным управляющим сигналом в направлении ликвидации отклонения угла тангажа.
В соответствии с этим автопилот, как и любой регулятор, состоит из следующих трех частей:
а) измерительной части или датчиков автопилота;
б) части, формирующей управляющий сигнал, или вычислителя автопилота; эта же часть выполняет необходимое усиление управляющего сигнала;
в) исполнительной части, или сервопривода автопилота.
Взаимодействие частей автопилота показано на рис. 5.21.
Нужно отметить, что согласно наметившейся в последнее время
тенденции к собственно автопилоту относят только вычислитель и электрическую усилительную часть сервопривода. Датчики же и силовая (как правило гидравлическая) часть сервопривода относятся к вертолету.
Рассмотрим каждую из этих частей с точки зрения ее динамики.
Датчиками углов фюзеляжа вертолета в пространстве служат центральные гироскопические вертикали, или авиагоризонты, имеющие электрический выход сигналов углов тангажа и крена. Датчиком угла рысканья (курса) служат гироиндукционный компас с электрическим выходом сигнала курса или курсовые системы. На вертолетах, как правило, применяются, кроме того, гироскопические датчики угловых скоростей тангажа, крена и курса [46]. у ГП. Укажем только, что, с точки зрения
~2 у работы в системе автоматической
~f стабилизации, они приближенно мо
гут рассматриваться как безынерционные элементы.
Описывать принцип работы и конструкцию датчиков не будем, отсылая читателя к соответствующей литературе (например, [28, 29]).
В простейшем случае функции вычислителя автопилота заключаются в умножении на постоянные коэффициенты и в сложении сигналов с последующим их усилением. Эти операции выполняются с помощью магнитных и электронных (ламповых или полупроводниковых) усилителей (более подробно конструкция вычислительной части автопилотов описана в гл. VI).
Вычислитель автопилота также может рассматриваться как безынерционный элемент.
Сервоприводом является электрогидравлический интегрирующий привод, охваченный жесткой обратной связью (рис. 5.22). Подробно принцип работы и конструкция электрогидравлических агрегатов управления описаны в гл. III и IV.
Согласно гл. III динамика сервопривода описывается передаточной
Д*+1
При анализе динамики вертолета с автопилотом коэффициент усиления обычно относят к вычислителю и передаточную функцию сер
ное
У 1
вопривода определяют как — =————- .
X 1
— $—1 D